TAM

23 марта 2012 - KLU4NIK

 

ТАМ


 

TAM

(Tovarna Avtomobilov in Motorjev, ТАМ)

 

Марибор

Югославия/Словения

1947–

Аббревиатура ТАМ принадлежала продукции югославского Завода по производству автомобилей и моторов из Марибора (Tovarna Avtomobilov in Motorjev, ТАМ). Создание военных автомобилей началось там в 1947 г. с выпуском первых 3-тонных грузовиков "Пионер" (Pionir), идентичных чехословацким машинам "Прага RN" (Praga). Через 4 года появились первые собственные армейские 1,5-тонные грузовики ТАМ-1500 (4x4), к которым впоследствии присоединилась 2-тонная серия "2000". Военная программа стала активно расширяться лишь в начале 60-х гг., когда по лицензии концерна "КлёкнерХумбольдт-Дойц" (KlocknerHumboldt-Deutz) развернулось серийное производство гаммы капотных грузовиков "МагирусДойц" (Magirus-Deutz). Со временем в нее вошли армейские версии "4500", "5000", "5500" и "6500" (4x4) грузоподъемностью 2,5–5,0 т с 85-сильным дизелем "Дойц" воздушного охлаждения.

Главным достижением завода ТАМ в области армейских грузовиков является создание собственного семейства, состоявшего из двух унифицированных тактических машин 110T7BV (4x4) и 150T11BV (6x6) грузоподъемностью 1,5 и 3,0 т соответственно, выпускавшегося с 1975 г. Автомобили получили цельнометаллическую кабину над двигателем с характерными угловатыми очертаниями, съемной стеклопластиковой крышей или брезентовым верхом и откидными лобовыми стеклами, а также стальную бортовую платформу для перевозки 12–18 солдат. Грузовик ТАМ-110T7BV оснащался лицензионным дизелем F4L413R (5,7 л, 115 л.с.) воздушного охлаждения, на модели 150T11BV устанавливался мотор F6L413V V6 (8,5 л, 150 л.с.). Оба варианта комплектовались синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, неразрезными мостами на рессорной подвеске, двухконтурным пневмоприводом тормозов, гидроусилителем рулевого механизма и односкатными 18-дюймовыми колесами. По заказу предлагались лебедки и система изменения давления в шинах. Автомобили развивали скорость 85–90 км/ч, могли буксировать прицепы массой до 3 т, преодолевали подъемы крутизной 70% и брод глубиной до 1 м. В югославской армии и в войсках ООН их применяли как тягачи, штабные, санитарные и ремонтно-эвакуационные машины. В конце 70-х гг. завод взялся за разработку семейства многоцелевых бронемашин BOV (4x4) с дизелем V6 (8,5 л, 150 л.с.) заднего расположения, 5-ступенчатой коробкой передач и независимой пружинной подвеской всех колес. В 80-е гг. в него входили 8-местный бронетранспортер BOV-VP, пулеметные бронеавтомобили BOV-1, зенитные установки BОV-3 с 20- или 30-мм пушками и эвакуационные машины.

В 90-е гг. завод ТАМ претерпел серьезные преобразования и начал сотрудничество с концерном МАН (MAN). Получив в 2001 г. название "Товарна Возил Марибор" (Tovarna Vozil Maribor), он представил новый 3,5-тонный тактический грузовик ТАМ-162Т9 (4x4) с дизелем МАН мощностью 155 л.с. от немецкой серии L2000. С прекращением в 2003 г. выпуска коммерческих автомобилей грузовую программу предприятия представляет 4-тонный военный вариант "182Т10" со 180-сильным двигателем МАН, 6-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF) и параболическими рессорами, рассчитанный на доставку 14 солдат и буксировку 3-тонного прицепа
.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537007

Рейтинг: +1 Голосов: 1 709 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад