УралЗИС/Урал

20 марта 2012 - KLU4NIK

 

УралЗИС⁄Урал

  • УралЗИС
    УралЗИС
  • Грузовик ЗИС-5 Уральского автозавода, 1944 г.
    Грузовик ЗИС-5 Уральского автозавода, 1944 г.
  • УралЗИС-381, 4x4, 1958 г.
    УралЗИС-381, 4x4, 1958 г.
1–3 из 26

УралЗИС/Урал

 

(UralZIS/Ural)

 

Миасс

СССР/Россия

1944–

Во время Великой Отечественной войны провинциальный уральский город Миасс стал одним из крупнейших советских центров по изготовлению грузовых автомобилей, поступавших прежде всего в Красную армию. Впоследствии он превратился в одного из важнейших поставщиков военной автотехники для Советских вооруженных сил и Российской армии. Строительство автомоторного завода в Миассе началось в декабре 1941 г. с монтажа оборудования, эвакуированного с московского автозавода имени И. В. Сталина (ЗИС). 8 июля 1944 г. уральский филиал ЗИСа, получивший название "УралЗИС", приступил к сборке 3-тонных грузовиков ЗИС-5 военного образца, впоследствии известных как "УралЗИС-5". Это были упрощенные машины с 76-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, деревянной кабиной, прямоугольными сварными крыльями, бортовой платформой с задним откидным бортом, одной левой фарой и без передних тормозов. Уральский ЗИС-5 поставлялся в Красную армию до лета 1945 г. Его эволюция привела к выпуску в 1958 г. грузовика "УралЗИС-355М" с обновленной внешностью. Разработанный для народного хозяйства, он послужил базой опытного варианта "УралЗИС-381" (4x4). Автомобиль прошел военные испытания, но до серийного производства не дошел.

Во второй половине 50-х гг. настоятельно встал вопрос об организации выпуска в Миассе принципиально нового 3-осного армейского автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 4–5 т. В 1953 г. по заказу Министерства обороны СССР его разработкой начал заниматься московский Научноисследовательский автомоторный институт (НАМИ). Через три года там появился 5-тонный грузовик НАМИ-020 (6x6) с опытным 180-сильным бензиновым двигателем V8 и гидроусилителем рулевого механизма, выпуск которого предполагалось развернуть в Миассе. В мае 1958 г. был создан первый совместный опытный образец "УралЗИС-НАМИ-375" с новой облицовкой, агрегатами и кабиной от грузовика ЗИЛ-131. Летом 1959 г. он стал базой прототипа второй серии с собственной 3-местной кабиной с мягким верхом и плоскими откидными лобовыми стеклами, который осенью 1960 г. под маркой "Урал-375" начали собирать на опытном производстве. Серийный выпуск грузовика начался 31 января 1961 г. на реконструированном предприятии, переименованном в Уральский автомобильный завод (УралАЗ).

На долгие годы "Урал-375" (6x6) стал основным многоцелевым 5-тонным грузовиком Советской армии, выпуск которого в многократно модернизированных исполнениях продолжается до сих пор. Его наиболее передовыми конструктивными особенностями считались постоянный привод всех колес, более надежные дисковые шарниры равных угловых скоростей, средний мост проходного типа и несимметричный межосевой блокируемый дифференциал. На нем устанавливались верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 V8 (6962 см3, 180 л.с.). Цельнометаллическая грузовая платформа с задним откидным бортом снабжалась тентом и съемными скамьями. На его базе был создан опытный седельный тягач "Урал-380C" с активным 10-тонным полуприцепом "Урал-862" с карданным приводом обоих мостов.

В 1965 г. начался выпуск наиболее известного армейского варианта "Урал-375Д" (6x6) с цельнометаллической кабиной, седельного тягача "375С" для буксировки полуприцепов массой 12 т и 7,5-тонного грузовика "Урал-377" (6x6). Через год к ним присоединилось шасси "Урал-375А" для кузовов-фургонов, а затем вариант "375Е" с удлиненным задним свесом. При оборудовании 7-тонной лебедкой заднего расположения грузоподъемность серии "375" составляла 4,5 т, полная масса — 13,3 т, максимальная скорость — 75 км/ч. Автомобили могли буксировать прицепы массой до 10 т и имели контрольный расход бензина 46–48 л на 100 км.

В армиях СССР и дружественных стран "Урал-375Д" стал основным грузовиком среднего класса для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки артиллерийских систем и установки всевозможных кузовов, военного оборудования и вооружения. В советских вооруженных силах шасси "375А" использовались для монтажа типовых фургонов К-375 Шумерлинского завода, известных под аббревиатурой КУНГ — кузов универсальный нормальных габаритов (позднее — унифицированный герметизированный) для размещения разнообразного войскового оснащения. На базе грузовиков 375-й серии выпускались различные цистерны, войсковые автокраны 8Т210 и 9Т31М, транспортнозаряжающие машины, легкий эвакуационный транспортер КЭТ-Л (КТ-Л). Шасси "375Е" использовалось для монтажа крупногабаритного перегрузочного, инженерного и ракетного оборудования. В 1963 г. на вооружение была принята 122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 "Град", выпускавшаяся с 1965 г. Пусковая установка 9К51 на шасси "Урал-375Д" снабжалась пакетом из 40 трубчатых направляющих длиной 3 м, установленных на поворотном круге с подъемными и поворотными механизмами. При одновременном запуске 40 неуправляемых ракет она обеспечивала поражение живой силы и техники на расстоянии до 21 км и на площади свыше 1000 кв. м. В дальнейшем система "Град" была признана одной из наиболее удачных и поставлялась в 40 стран мира.

Следующий этап развития военных автомобилей Уральского автозавода начался в 1977 г. с выпуском 5-тонного грузовика "Урал-4320" (6x6) полной массой 13,8 т. Это был дизельный вариант 375-й серии с более экономичным силовым агрегатом КамАЗ-740 V8 (10852 см3, 210 л.с.). Внешне он отличался измененной формой решетки радиатора с широкими прорезями, а также получил модернизированные агрегаты шасси и лебедку с тяговым усилием 9 тс. "Урал-4320" мог работать на высоте более 4500 м над уровнем моря, преодолевал 1,5-метровый брод и развивал скорость 85 км/ч. С 1978 г. на его базе выпускался активный 10-тонный армейский автопоезд 10x00, состоявший из седельного тягача "44201" и полуприцепа "Урал-862" для установки вооружения и кузовов-фургонов К-862.

Как и предшественник, "Урал-4320" снабжался всевозможными военными надстройками. Среди них были унифицированные фургоны КЦ-4320 различного назначения, оборудование модернизированного эвакуатора КТ-ЛМ, транспортнозаряжающие машины для комплекса "Тор-М1", 30-местные армейские автобусы ТС-4221, топливо- и маслозаправщики, инженерное имущество и т. д. На шасси "4320" устанавливалась модернизированная система залпового огня БМ-21-1 "Град" с дальностью стрельбы 40 км, опытная 50-зарядная пусковая установка 9К59 "Прима" (1988 г.) и 40-зарядная система БМ-21ПД "Дамба" (ДП-62) для охраны военно-морских баз, сооружений и морских границ. Усиленное шасси "Урал-5557" для народного хозяйства, унифицированное с "4320", было принято на вооружение для перевозки тяжелого оборудования и установки инженерной техники.

Перестройка и экономические реформы 80–90-х гг., когда поток военных заказов практически иссяк, привели к переориентации АО "УралАЗ" на преимущественный выпуск гражданской продукции, однако, в отличие от большинства других автозаводов бывшего СССР, специалисты из Миасса продолжали активно заниматься созданием модернизированных и принципиально новых образцов военных грузовиков. Временное прекращение поставок силовых агрегатов, связанное с пожаром на моторном производстве КамАЗа весной 1993 г., неожиданно привело к расширению программы. В том же 1993 г. появились автомобили с дополнительным индексом "10" — 5-тонный грузовик "Урал-4320-10", седельный тягач "44202-10", шасси "43203-10" и длиннобазный вариант "4320-0911-10", оснащенные дизелем ЯМЗ-236М2 V6 (11,2 л, 180 л.с.) Ярославского моторного завода. В 1995 г. на их основе был создан 4-тонный двухосный армейский грузовик "Урал-43206" (4x4), унифицированный с 3-осными машинами. Впоследствии он стал базой для полевых радиостанций, цистерн и специального оснащения, а вариант "43206-0651" снабжался двойной кабиной. С установкой на шасси "4320" (6x6) дизеля ЯМЗ-238М2 V8 (14,9 л, 240 л.с.) автомобили получили индекс "31" и внешне отличались удлиненным капотом.

Главным представителем этой серии стал 6-тонный армейский грузовик "4320-31" полной массой 15,2 т, находящийся на вооружении Российской армии с 1995 г. Впоследствии на его базе появились все модификации, свойственные ранее серии "4320": седельный тягач "44202-31", спецшасси под армейские цистерны, автокраны, транспортно-заряжающие машины и т. д. С развалом СССР необходимость замены военных грузовиков КрАЗ привела к созданию машин "5557-31" с полезной нагрузкой 8,8 т, "55571-30" с колесной базой 3525 мм, а также длиннобазных 10- и 12-тонных версий "4320-0911/0919" и "43201911/1912" (4555 мм), многие из которых были приняты на вооружение. На различных шасси "Урал" предлагалась гамма из 300 видов военной техники. Армейские автомобили "Урал" имеет специальную окраску, кронштейны для крепления стрелкового оружия в кабине, комплект светомаскировочных устройств и приборов ночного видения, фонарь подкузовной подсветки. С конца 90-х гг. на основе серии "4320" было создано несколько вариантов с бронированными кабинами и моторным отсеком или с бронекапсулами на грузовой платформе для защиты личного состава от воздействия автоматического оружия и пехотных мин.

В 70–80-е гг. в соответствии с техническим заданием Министерства обороны СССР на разработку семейства перспективных армейских машин завод построил ряд опытных 3-осных образцов. В развитие этих работ в июне 1992 г. начался выпуск 6-тонного грузовика "Урал-4322" (6x6) с новыми кабиной и оперением. Его главной особенностью был 234-сильный двигатель "Урал-744" V8 воздушного охлаждения Кустанайского дизельного завода (КДЗ), выпускавшийся по лицензии немецкой фирмы "Дойц" (Deutz). После распада СССР это предприятие прекратило свою деятельность, но в вооруженные силы поступила партия 6,5-тонных шасси "43223" с 8-тонной лебедкой, служивших в основном для проведения опытных работ по перспективным видам вооружения.

Начало XXI века для предприятия, переименованного в ОАО "Автомобильный завод "Урал" (АЗ "Урал"), связано с созданием и внедрением модернизированных образцов традиционной 3-осной военной гаммы. В рамках работ по внедрению силовых агрегатов, удовлетворяющих нормам Euro-2, завод представил машины серии "40/41" с 230-сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Базовые модификации прошли военные испытания для принятия на вооружение Российской армии. Для поиска новых путей развития армейской автотехники был собран и испытан опытный грузовик "4320Г" с 300-сильным дизелем ЯМЗ-7601 и пневматической тормозной системой с АБС. В первой половине 2000-х гг. завод "Урал" представил ряд новых капотных и бескапотных армейских машин: грузовик "43206-47" (4x4) с 250-сильным дизелем ЯМЗ-236БЕ2 (Euro-2) и кабиной ИВЕКО (IVECO), капотный "4320-45" (6x6) с новым оперением и "Урал-4320-0710-31" (6x6) со скрытым локальным бронированием. В 2006 г. в развитие модельного ряда был показан первый представитель принципиально нового перспективного семейства — 400-сильный грузовик "6320" (6x6) полной массой 24 т.

Еще в середине 60-х гг. по заказу Министерства обороны в НАМИ и на Уральском автозаводе началась разработка перспективного семейства унифицированных многоцелевых автомобилей высокой проходимости с кабиной над двигателем. В 1969–72 гг. появились первые образцы "Урал-379" (6x6) и "Урал-395" (8x8) с оригинальной пластиковой кабиной. Работы были продолжены в конце 70-х и в середине 80-х гг., когда заказчик выдвинул требование о создании кабины, унифицированной с продукцией Камского автозавода.

В 1989 г. началось изготовление 9-тонного бескапотного грузовика "Урал-5323" (8x8) с 260-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач и кабиной КамАЗ, собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, балансирной подвеской и системой подкачки шин. В начале 90-х гг. на модели "53232" этот силовой агрегат был заменен 290-сильным дизелем "Урал-745" воздушного охлаждения. Доведению этих работ до серийного производства помешал распад СССР, и потому на 10-тонном грузовике "5323-20" и седельном тягаче "5423" появились 300-сильный мотор ЯМЗ-238Б V8 с турбонаддувом и 8-ступенчатая коробка передач, позволившие увеличить тяговые возможности автомобиля и автопоезда. В 1995 г. был создан первый образец с кабиной, которую начали собирать в Миассе по лицензии корпорации ИВЕКО. Все эти работы, а также расширение гаммы 4-осных "уралов" в сторону увеличения полной массы, привели к принятию на вооружение к концу 90-х гг. серии "5323" в бортовых версиях "532301/02" с металлической грузовой платформой и тентом, короткой или удлиненной кабиной со спальным местом, многоцелевых шасси "532341/42" (8x8) под монтаж вооружения, а также 15-тонных шасси "532361/62" для установки инженерной техники и оборудования ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КЛ с тяговым усилием 20 тс. В 2002 г. многоцелевые автомобили серии "5323" с кабиной ИВЕКО были поставлены на конвейер. Эту серию дополняли седельные тягачи "542301/02" для буксировки полуприцепов массой до 40 т и первый в России грузовик "Урал-532303" (5323-23) со сварной цельнобронированной кабиной, способной выдерживать обстрел из стрелкового оружия. В 1998 г. за создание и внедрение семейства автомобилей двойного назначения УралАЗ был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Для изучения военными специалистами и оценки возможностей монтажа перспективных видов вооружения в середине 2000-х гг. были разработаны 300-сильные автомобильные шасси "692341/632341" (10x0) и "632361" (10x00) грузоподъемностью до 24 т, одно из которых снабжалось опрокидывающейся съемной платформой для перегрузки и перевозки легкой бронетехники.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536973

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2156 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад